Впечатления о
Летнем региональном семинаре «Гилель» г. Санкт-Петербурга 2002 года.
12 августа – наконец-то наступил этот долгожданный день. Одновременно грустно уезжать, но с другой стороны ожидает масса впечатлений, а также новые друзья. Я собираюсь, и, наконец, я на Ленинградском вокзале. Там много народу, все спешат купить билеты, а я иду к своему поезду под загадочным номером 26. Около вагона № 15 собралась большая группа народа с сумками, намного больше моей! Все мило и весело общаются, – скорее всего, они все уже подружились. И это здорово!
Заходим в наше купе и начинаем общаться. Нас всего
четверо – 2-ое ребят, я и Рита. Так как наш поезд уезжает ночью, это означает,
что мы не собираемся спать, по крайней мере всю ночь. Полночи мы в дружеской
обстановке болтаем об Израиле, играем в карты в «Дурака» по парам – и наша пара
как всегда проигрывает. Что даже очень весело. Смеемся и поем песни. Вдруг к
нам в купе заглянул мальчик Миша из Пензы и сказал нам, что у нас самое веселое
купе. Мы весело киваем ему и продолжаем смеяться и петь песни. Таким образом,
мы весело провели время и не заметили, как быстро оно пролетело. Где-то в
районе 3-х часов ночи мы легли. Но я не унималась, так как спать не хотелось, я
пыталась не дать народу «засохнуть». Но когда я, наконец, угомонилась, видимо
язык заплелся окончательно, – я попыталась уснуть. Но не тут-то было. Илья
начал рассказывать свои нескончаемые анекдоты. Но поскольку сон видимо где-то
задержался по дороге, а Илья что-то продолжал рассказывать, я решила поменять
обстановку. Не много думая, я пододвинулась к окну и стала смотреть туда. Мимо
проносились домики, поля, заборы, деревья, станции – видимо все это усыпило
меня. Я возвратилась обратно на свое место и попыталась уснуть. И опять это
оказалось тяжким испытанием. В общем, проспала я где-то час-полтора, а потом мы
приехали.
Высадились на станции и поехали на автобусах в
пансионат «Буревестник» в Репино на берег Финского залива. Места, которые мы
проезжали поражали нас своей красотой. В центре Питера – улицы старые, до сих
пор сохранился тот архитектурный стиль. Из достопримечательностей я увидела
крейсер «Аврору», вдалеке виднелся Эрмитаж и купол Исакиеевского собора.
Но мы уносились все дальше и дальше от города. По
дороге к нашему пансионату мы ехали через леса. Наш пансионат находится в 40
километрах от Питера. Воздух здесь экологически чистый и это здорово!
Приехав в «Буревестник» мы начали регистрироваться.
Нам с Ритой дали номер № 215, а это означает, что мы живем на 2-ом этаже и это
круто. Так как именно с помощью балкончика мы можем смело спуститься на крышу,
что мы сделали чуть позже. Между прочим, это классный снимок, потому что
куда-куда, а на крышу входа в пансионат залезет не каждый. А мы удостоились
этой чести.
Чуть позже мы все пошли в кинозал, в другой корпус
на открытие семинара. Там нам рассказали у кого какие координаторы. И мы с
Ритой поняли, что в разных группах. Она в группе «Ияр[1]»,
а я в группе «Адар[2]». Моих
координаторов зовут – Женя Айзенцон и Люда Рыскина. Женя из Перми, а Люда из Брянска.
Они очень симпатичные и энергичные девушки! Я считаю, мне повезло.
И вот наконец-то первое занятие в группе, и оно
называется «хавура» - что в переводе с иврита «компания». Мы начинаем
знакомиться. Так как много людей и все из разных городов, да еще имена
повторяются, то в первый день трудно запомнить все имена, но я стараюсь. Мы
проводим занятие и готовим выступление. Разделившись на две группы, одна из
которых пишет сценарий, а вторая сочиняет песню. Таким образом, мы
подготавливаем отличную программу, которая нравится нам и публике.
После такого восхитительного выступления мы пошли на
вечернюю программу, которую для нас подготовил Тбилисский Гилель. Была очень
красивая музыка, и мы здорово провели время.
Ну, вот и закончился 1-ый день семинара, что нас
ожидает завтра. Наверное, новые сюрпризы.
Но что можно еще сказать о первом дне самое
интересное, – скорее всего это наше небольшое путешествие к Финскому Заливу, –
какая красота просто не выразить словами. Вода теплая, чаек много и все они
летают рядом с людьми. Не боятся! Здорово! Вот и сделали несколько кадров. Чуть
позже мы увидели, как привели слонов купаться, нам стало интересно посмотреть
на них и сфотографироваться с ними. Мы подошли поближе и сфотографировали их,
когда они выходили из воды, получились красивые фотографии. Ну, вот и все.
Пленку отщелкали, и все это за один день, но зато какой!
На следующее утро мы, конечно же, не выспались, так
как солнечный Тбилиси развлекал нас. Но ничего мы сейчас подкрепимся прекрасной
кошерной пищей, проверенной нашим дорогим машгиахом[3]
и будем готовы для молитвы. Тфила[4]
у нас проходит обычно около 9 45 и продолжается до 10 30,
а также ее мы поем. Но вначале нам
кто-нибудь рассказывает животрепещущий рассказ – из тех, которые некогда
записали или откомментировали наши великие мудрецы.
Проходит немного времени и после нашего пропевания
тфилы[5],
мы идем на образовательный блок, который называется «Еврейские книги». Я думаю
к кому бы мне записаться, чтобы получить новую информацию. И я решаю пойти к
Арье Бродкину. И после прослушивания этой лекции я остаюсь довольной. Что же
такого интересного рассказал нам Арье,- а он рассказывал о Талмудах[6].
Их всего 2. Но речь шла в основном, о Вавилонском Талмуде. И я рада, что узнала
еще что-то новое из еврейской традиции.
Что же у нас дальше по нашей обширной программе?
Сейчас посмотрим! Где же это расписание? А, ладно, если у себя не нашла,
пойду-ка я к стене холла на 2-ом этаже, там какой-то умный человек его повесил.
Посмотрим! Ага! Хавура у меня сейчас. Смотрю на часы и понимаю – пора! Хавура у
нас проходит в другом корпусе, и идти туда минут 5 неторопливым шагом.
На хавуре мы обсуждаем то, что слушали на лекциях,
кто у кого был из лекторов, обмениваемся впечатлениями. Как ни странно половина
нашей группы посетила лекции Сергея Митрофанова, а я считаю, что он слишком
углубляется в философию, – а в иудаизме и так все сложно!
Наши координаторы говорят нам, что вечером мы должны
будем показать сценку на тему «Адам и Хава[7]».
Медленно, но верно, мы выдаем идеи, при чем их несколько. Например, одна из них
была такой: поставить сценку в виде танца в стиле «Модерн» и сопоставить все
это с театром теней. Идея была, безусловно, хорошая, но, к сожалению, она так и
не стала реальной. Может быть, это и к лучшему. Так как вторая идея подошла
больше. Она заключалась в том, что Адама будут оперировать и создавать ему
спутницу жизни, то есть Хаву. Много разных приколов было в нашем выступлении,
один из тех, как Адама растягивали и сшивали. Все дело было в том, что в этом
участвовали 2 человека, второй казус, достаточно неприятный случился на
финальной сцене, когда наши упали со
стола! Конечно, нам аплодировали, но боль была нестерпимой! Но мы выдержали
все!
Что-то я увлеклась… Где эй то я! Ага. Вот.
Хугим[8]
- это наши творческие занятия, на которых мы поем еврейские песни – и это
здорово! Хугим у нас ведет Саша Стрельцина из города Питера. Мы учили и пели
разные песни, некоторые которые я знала, а некоторые совсем незнакомые. Саша
говорит, что мы будем петь на Гиниосе[9]
в последний день семинара. Будем ждать этого дня, а пока расскажу о другом.
Вот сейчас наступает интересный момент, – иду на
цикловые лекции, тема которых такова: «Человек в семье», которые ведет Аня
Пуринсон (врач-гениколог). Лекции просто потрясающие и интересные. Это действительно
надо всем знать. Да не просто так, а сточки зрения еврейской традиции. На этих
цикловых лекциях собралось достаточно большое количество народу. Всем было
очень интересно, как и девушкам, так и
молодым людям.
Дальше по программе у нас интересное мероприятие под
загадочным названием «руах»[10].Что
за руах? И зачем нам все это надо? Непонятно! Выходим на улицу, а на крыльце
играет Дима Мазер на гитаре, да так играет, что сердце радуется! Все берут
песенники и начинают петь всем полюбившиеся еврейские песни. Многие начинают
танцевать и хлопать в ладоши. Нам всем было очень весело. И ребята
действительно подняли нам настроение.
Время быстро прошло, и наступил вечер. Значит,
сейчас мы будем показывать остальным группам то, что приготовили у себя в
хавуре. Наша группа подготовила спектакль и прекрасно его сыграла. Нам долго
аплодировали и кричали «Браво». Хотя я и не участвовала в спектакле, но душой я
была с ними. Я искренне радовалась, так как все это мы сделали за небольшой
промежуток времени.
Дальше наступает интересная для нас программа, а
именно программа Брянского Гилеля[11].
Идем вдохновленные идеей и их приглашением. По подходе видим, что у входа в
Дискотечный Зал стоят координаторы из Брянского Гилеля, и они нам вежливо
говорят, что вход стоит 3 доллара, а если же мы хотим пройти на халяву, т нам
надо пройти дикий путь через какой-то холл – и там выйдем к двери, где будет
написано: ХАЛЯВА. Приходим мы к этой злосчастной дверце, а там нас прямо
тепленькими засовывают влезть в черный мешок для мусора. Но так как нам очень
хотелось попасть на эту дискотеку, пришлось преодолеть все трудности. Вот еще
рывок и все будет кончено! Ага, вот и все! Что-то у меня шея заболела. Не
порядок. А, ну и фиг, главное, что я у цели. Я вылезаю из этого поганого мешка
и отряхиваюсь, как будто побывала в куче мусора. Мне наклеивают заветный номер,
и я начинаю отплясывать. Все проходит на самом деле очень здорово! Брянский
Гилель классно подготовил программу. Кроме дискотеки были небольшие сюрпризы,
такие как: приезд сестер Берри и исполнение знаменитой обрядовой еврейской
песни «Хава Нагила», а в виде сестер Берри были две пары туфель и два парика;
экзотический танец живота, который воодушевил публику; и наконец золотая
скрипка мира – Ванесса Мэй, которая так играла, что после этого становилось
легко и радостно на душе! А ведь самое интересное, что все это показывали нам с
помощью кукол, чем показали свой профессионализм в этом. Я была рада и
довольна, что пришла на эту дискотеку.
Но вот и закончился этот день, а за ним идет следующий
со своей программой.
Проснулись мы все-таки, так как делать было нечего,
ведь дежурные группы нас будили, а под такой дикий стук в дверь совершенно
невозможно спать. Встали и пошли на завтрак, а после него на молитву. Тфила
проходила у нас обычно с группой сиван[12],
что также неплохо. На это раз к нам пришел другой гость. Этим гостем был Сергей
Митрофанов. Он рассказал нам много полезной информации, но мне показалось, что
очень уж он углубляется в философию, а это уж слишком. Так как я считаю, что
молитва – это личное дело каждого человека. Человек должен сам дойти до
осознания того, надо ли ему молиться или нет, а также что означает для него
молитва на самом деле.
Помолившись, мы пошли на хавуру, тема, которой была:
«Современная ситуация в Израиле». Мы разбились на пары и нам выдали статьи по
различным проблемам Израиля. Нашей группе досталась тема «Политика Израиля», а
конкретно нашей паре – статья под названием: «Конституция по согласию». В ней
рассказывалось, что есть страны, у которых и так нет конституции. А сейчас есть
политика, по которой пытаются сделать
страну Израиль на западный манер. Также существуют некие разногласия
между религиозными людьми. В статье рассказывалось, что флаг – национальный, и
он так и останется флагом государства Израиль, а вот пятница, может быть,
станет арабским днем. Но тогда непонятно, как же Шабат у евреев? И поэтому этот
вопрос пока еще не решен.
Мы группой обсуждали вопросы политики Израиля и
выбрали одного человека, который на цикловой программе будем защищать нашу
общую точку зрения по теме «Политика Израиля».
После выступления Яши Моза от нашей группы, все
вместе начали обсуждать главную тему наших лекций, а именно «Современную
ситуацию в Израиле». Нашу дискуссию возглавляли люди, приехавшие из страны. Они
говорили о наших ошибках и отвечали на наши вопросы.
Да, этот день обещает еще много интересного.
Посмотрев в расписании, можно увидеть, что нас ожидает фильм. Интересно какой!
А пока у нас по программе еще одна образовательная лекция. Но как ни странно
нам ничего не рассказывают, а наоборот показывают страшный фильм «Семена
ненависти», в котором рассказывается, как арабских детей с детства учат быть
террористами-самоубийцами. Этот фильм действительно страшный, так как он очень актуален
сейчас, при таком положении в стране. Ты не знаешь, когда все это может
случиться. Ведь невозможно предвидеть все! И мы все в полной тишине смотрим
этот фильм. Для кого-то этот фильм что-то означает, а кто-то просто отсыпается
пока он идет. Но суть фильма ясна каждому сидящему в зале.
Самое ужасное то, что после такого фильма ни на что
веселое идти явно не хочется, но так как в программе у нас стоят «Хугим» – то
есть еврейские песни и мы идем петь. Поем песни на иврите, на идише, а когда
заканчивается занятие, мы поем всеми любимые песни, которые всем давно
нравятся.
А вот уже и вечер и мы идем на фильм, который
называется «Друзья Яны». Этот фильм получил Оскар и был, выдвинут на
Кинофестивале. Фильм действительно произвел на меня большое впечатление. Мне бы
очень хотелось посмотреть его еще раз, но уже без перевода, а в оригинале. Тема
фильма – действительно актуальна в наше время. После его просмотра все
собрались в своих группах и начали дискутировать по поводу фильма. Каковы ваши
впечатления от увиденного? Кто по вашему мнению является другом главной героини
и почему? Задавали очень много вопросов, и мы вместе постепенно на них
отвечали. А после обсуждения, мы играли в разные игры, которые помогают нам
немного раскрепоститься. Но уже поздно, все устали за день и идут по комнатам.
А завтра ведь уже Шабат, как же он отмечается в Гилеле. Неизвестно. Будем ждать
утра.
Утро не заставляет себя долго ждать – и после
завтрака, мы идем молиться. Скорее всего, именно эта тфила – 16 августа, мне
запомнилась больше всего, так как она проходила у нас с Иоси Гольдманом. Он
рассказывал на иврите, а один мальчик переводил. Иоси говорил настолько простым
языком, как мне показалось, что для меня не составило большего труда понять
его. Для себя я узнала много новых вещей на тему: «молитва».
Дальше по программе у нас следовала блочная
образовательная лекция Мити Фарбера – «Шабат». Перед тем, как пойти на эту
лекцию, мне Илья Любарев сказал, что Митя Фарбер будет проводить лекцию для
начинающих, но так как мне было лень переписываться к кому-нибудь другому и
хотелось послушать, что Митя скажет по теме «Шабат» – я осталась и не жалею.
Много чего я узнала от Мити, а именно вот что:
·
Кабалат
Шабат – берет свое начало в XVI веке, а также в этом же
веке упоминаются славацкие евреи;
·
Очень
милые слова Мити Фарбера: «В иудаизме есть много чего, что нельзя делать, но
если очень хочется, то можно».
·
Я
не знала, что существует 12 видов ангелов, что у некоторых из них одна нога
(эти умные мысли нам поведал пророк Иехезкиль), и многое другое.
Мне действительно понравилась эта лекция. Большое спасибо Мите Фарберу.
После лекции мы обсуждали Шабат в нашей группе.
Вытягивали бумажки с разными символами (свечей, хал, кубка с вином) и
объясняли, что они символизируют. Всем было очень интересно.
Самое интересное нас ждало впереди, время пришло
идти на цикловые лекции Ани Пуринсон. Она нам рассказывала и рисовала, как все
происходит в женском организме. Эх, жалко, что не в мужском. Ведь тоже
интересно! Аня рассказывала, как относится еврейская традиция к принятию или
использованию контрацептивов. Мне показалось те, кто ходил на эти лекции,
поглощали информацию на будущую жизнь. А ведь когда-нибудь это нам
понадобиться.
После лекций у нас была «Встреча субботы» или как на
иврите это называется «Кабалат Шабат». Мы все вместе молились в зале, а после
нее была трапеза в столовой. Все ребята были нарядные с кипами на голове, а
девушки в юбках или в строгих брюках. А как только закончилась трапеза, все
быстро переоделись в брюки, и пошли гулять. Кто пошел к Финскому заливу, а кто
просто подышать свежим ночным воздухом.
На следующий день всех свалило, многие устали от
болезней, а некоторые начинали заболевать, – что было не очень-то приятно.
Утром в Шабат обычно читают Тору и Шахарит[13].
Вел молитву Иоси Гольдман. Перед тем как читать Тору, они сделали алию[14].
Всего было три алии. Мы с Ритой пошли во вторую алию. Мы поднимались на сцену и
вставали под талитом[15],
называли свои имена (если есть то еврейские) и получали броху[16].
После этого Иоси прочитал молитву за больных и «Кадиш» – это молитва за
умерших. После чтения Торы были лекции, посвященные молитве. Я была записана у
Иоси Гольдмана, но не смогла прийти, так как у меня была температура. Мне было
очень обидно, что я не смогла прослушать его лекцию. Но на общую лекцию Иоси я
все-таки пришла и искренне этому рада, так как она мне очень понравилась.
Вечером мы вместе с нашей группой обсуждали наш
семинар. Каждый, кто хотел, высказал свое мнение об этом. Мы обменялись
адресами, и я надеюсь, что мы обязательно спишемся.
В 21.30 у нас началась «Хавдала» – что означает
разделение субботы от будней. Мы все
вместе собрались в зале с песнями и плясками и здорово повеселились.
Мне удалось поговорить с Иоси об образовании в
Израиле, о Катастрофе – как он к этому относится. Получив интересный ответ, я
была довольна.
После этого был Гиниос, который продолжался очень
долго. На нем выступали разные кружки: танцевальный, песенный, театральные;
разные группы и просто активисты. Все получилось очень здорово. Мне все
понравилось. Вручались призы по разным номинациям. Было приятно за каждого в
отдельности.
После Гиниоса началась Питерская дискотека – многие
пошли туда, а другие отправились на Финский залив с гитары и до утра тусовались
там, проводя хорошо время.
Утром мы встали и начали со всеми фотографироваться,
обмениваться адресами. Было действительно жалко расставаться с друзьями, так
как мы уезжали. Нас ждал автобус, а экскурсоводом была у нас Инна Друзь. Она
действительно здорово рассказала нам историю Питера и показала интересные
места. Мы один раз вышли на улицу у Расстральных колонн – сфотографировались и
поехали дальше. Мы проезжали Аничков мост, Медного всадника, Синагогу (она 3-я
по величине в мире), Эрмитаж, Петропавловскую крепость. Очень жаль, что Питер
весь был в «лесах» и практически ничего нельзя было сфотографировать. Когда у
нас закончилась экскурсия с Инной, нас привезли на Московский вокзал, где мы
сдали вещи в камеру хранения. После этого мы пошли гулять. Свободного времени у
нас было – полных 5 часов. Мы позвонили Паше Шмелькину (координатору группы
«ияр») и попросили его показать нам город. Он с радостью согласился.
За наше маленькое путешествие по Питеру нам удалось
увидеть памятник Екатерине II и Храм Спаса на Крови,
подойти к Дворцовой площади и Эрмитажу, погулять по Невскому проспекту. К
сожалению, из-за нехватки времени нам не удалось увидеть Исаакиевский собор
вблизи, а купол его мы все-таки увидели издалека. Но время очень быстро
пролетело, и нам надо было возвращаться на вокзал.
В 23.00 мы сели на поезд «Смена» в вагон №12 поезда
№25 и тронулись к Москве. По пути мы фотографировались, общались, и нам было
жалко уезжать. Хотелось бы еще побыть, но нам пора. Я говорю: «До свиданья,
Питер, до новых встреч»! И поезд скрывается за горизонтом.
[1] Месяц еврейского календаря
[2] тоже самое
[3] это такой человек, который сует свой нос в пищу других людей
[4] с иврита это слово означает молитва
[5] тоже самое, что и сноска 4
[6] это комментарии мудрецов
[7] жена Адама
[8] творческий кружок
[9] это творческий вечер – последний день
[10] с иврита это слово переводится как - дух
[11] студенческая организация для евреев
[12] еврейский месяц (в нем дали Тору)
[13] утренняя молитва
[14] алия – с иврита «поднятие»
[15] ткань с нитями, которую одевает мужчина, когда молится
[16] благословение